Мультиформатные комплексы приобретают все большую популярность на рынке, как у застройщиков, так и у покупателей. По оценке аналитиков компании «МИЭЛЬ-Новостройки», доля таких проектов за последние несколько лет увеличилась с 10% до 17%. Основные достоинства мультиформатных проектов связаны с развитой инфраструктурной составляющей, более низкой стоимостью жилья и меньшим размером коммунальных платежей. Главный недостаток – неоднородное социальное окружение.

В качестве архитектурной концепции поселка «Остров Эрин» выбран стиль Ирландии В качестве архитектурной концепции мультиформатного поселка «Остров Эрин» выбран стиль Ирландии
К мультиформатным относят комплексы, в которых сочетаются сразу несколько видов застройки – коттеджи, таунхаусы и многоквартирные дома. До 2008 года таких проектов практически не было на рынке, но в кризисные времена, когда продажи загородной недвижимости, особенно премиум-класса, сильно упали, застройщики стали возводить рядом с коттеджами или таунхаусами многоквартирное жилье. Таким образом, они пытались увеличить продажи, используя существующие земельные участки под другой тип застройки. Дальнейшая реализация подобных проектов показала, насколько они востребованы на рынке, и год от года доля мультиформатных комплексов продолжала увеличиваться.

Преимущества

Достоинства мультиформатных проектов связаны с размером территории и численностью жителей, объясняет Владимир Яхонтов, управляющий партнер компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость».

  • Лучшая обеспеченность инфраструктурными объектами
Мультиформатные комплексы чаще всего возводятся на крупных участках земли и рассчитаны на проживание большого числа жителей. Поскольку нормативы по возведению объектов социальной инфраструктуры рассчитываются исходя из числа жителей, то чем их больше – тем лучше обеспеченность инфраструктурой.

  • Более низкая стоимость жилья и размер коммунальных платежей
В мультиформатных проектах стоимость строительства инженерных сетей и сооружений распределяется на большее количество жителей. Это позволяет значительно удешевить себестоимость строительства. Как результат – более низкая стоимость жилья и эксплуатационных расходов.

«При строительстве таких поселков нельзя не учитывать и выгоду для девелоперов, связанную с эффективным использованием территории», – добавляет Софья Лебедева, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки». Самые экологичные участки (например, возле леса или водоема) предназначаются под коттеджи, а территория рядом с дорогой или другими поселками, удобная для быстрого подъезда, отводится под таунхаусы или малоэтажную застройку.

К тому же девелопер охватывает предложением сразу несколько различных групп покупателей, что позволяет значительно быстрее реализовать проект.

Недостатки

Основной недостаток мультиформатной застройки – неоднородность социальных групп, представленных в одном проекте. Квартиры в малоэтажных домах намного дешевле коттеджей, а, следовательно, покупатели жилья в таких комплексах принадлежат к совершенно разным категориям.

«Это зачастую приводит к тому, что снижается спрос на дорогие форматы жилья, потому что покупатели жалуются на неоднородность социальной среды. Девелоперы стараются решить эту проблему с помощью правильного зонирования территории, чтобы блоки с разным типом недвижимости были отделены друг от друга, чтобы даже автомобильные потоки из разных частей поселка не пересекались. Но в любом случае, социально-бытовая инфраструктура доступна всем жителям поселка», – поясняет Софья Лебедева.

Владимир Яхонтов подтверждает, что риск неоднородного окружения можно нивелировать зонированием территории и иллюстрирует это на примере мультиформатного комплекса «Остров Эрин». Разные форматы представленной в проекте недвижимости – коттеджи, таунхаусы, дуплексы, участки без подряда, квартирная застройка – располагаются в отдельных зонах. Участки без подряда отделены забором, также как коттеджная и квартирная застройка. По общей дороге люди могут пройти, но не проехать, а грузовики к участкам без подряда едут по специальной дороге. Жители квартир могут пойти на береговую линию, но пешком, а не поехать на машине.